Иосиф Телушкин афоризмы, цитаты, фразы и высказывания

« Стр 1 из 2, показаны 1 - 40 из 47 »

Хотя Библия очень важна и в наши дни, мало кто сегодня читает ее. Даже многие правоверные иудеи обычно ограничиваются при чтении Танаха лишь Торой, Псалмами и Пятью Свитками. Но едва ли без знания всех основных текстов иудаизма можно считаться образованным евреем. (Иосиф Телушкин) [БИБЛИЯ, ЗНАНИЯ, СЕГОДНЯ] [28.07.2018 21:51:35] { 10 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
Три основоположника иудаизма – это Авраам, его сын Ицхак и сын Ицхака Яаков. (Иосиф Телушкин) [28.07.2018 21:51:31] { 12 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
Танах – сокращение, обозначающее все три группы книг, составляющих еврейскую Библию: Тора, Невиим (Пророки) и Ктувим (Писания). (Иосиф Телушкин) [ПРОРОКИ, СОКРАЩЕНИЕ] [28.07.2018 21:51:27] { 18 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
Свидетельством непреходящего значения патриархов и праматерей служит тот факт, что их имена – Авраам, Ицхак, Яаков, Сара, Ривка, Рахель и Лея – остаются самыми употребительными именами, которые дают еврейским детям. (Иосиф Телушкин) [ФАКТ, ИМЕНА] [28.07.2018 21:51:23] { 17 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
Правоверный еврей не называет Библию "Ветхим Заветом" – это чисто христианское наименование. (Иосиф Телушкин) [28.07.2018 21:51:19] { 11 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
Почти каждый скажет вам: главная цель субботы – отдых. (Иосиф Телушкин) [ОТДЫХ, ЦЕЛЬ] [28.07.2018 21:51:16] { 18 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
Первые пять книг Библии составляют Тору, центральный документ иудаизма. Наряду с историей праотцев, Моше и исхода из Египта они содержат 613 заповедей, основу всего позднейшего еврейского права. На иврите эти пять книг также называются Хумаш (от ивритского слова "хамеш" – "пять"). Традиция гласит, что эти книги продиктованы Моше Богом примерно в 1220 г. до н. э., вскоре после исхода из Египта. (Иосиф Телушкин) [ПЕРВЫЕ, КНИГИ, ПЯТЬ] [28.07.2018 21:51:13] { 20 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
Первая глава Торы описывает сотворение мира Богом. Цель книги Брейшит – не научное изложение истории мира, но утверждение мысли о том, что природа, которую в древности обожествляли и ей поклонялись, создана Богом. В целом библейский взгляд на творение оптимистичен. Тора постоянно повторяет, рассказывая о сотворении Богом мира: "И увидел Бог, что (это) хорошо" (1:10, 12, 18, 21, 31). (Иосиф Телушкин) [ЦЕЛЬ, ПРИРОДА, УТВЕРЖДЕНИЕ] [28.07.2018 21:51:09] { 24 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
Одиночество – было первым явлением, которое не понравилось Господу. (Иосиф Телушкин) [ОДИНОЧЕСТВО] [28.07.2018 21:51:06] { 17 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
Несколько лет назад некоторые израильские предприниматели в сфере туризма предложили превратить современный город Сдом в туристическую "Мекку", устроив тут казино, ночные клубы и даже стриптиз. Главный раввинат Израиля резко выступил против, предупредив, что ничто не помешает Богу разрушить город во второй раз. От плана пришлось отказаться. (Иосиф Телушкин) [ВТОРОЙ, СТРИПТИЗ, ГОРОД] [28.07.2018 21:51:02] { 11 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
Некоторые наши мысли Бог присоединяет к нашим поступкам. (Иосиф Телушкин) [МЫСЛИ] [28.07.2018 21:50:59] { 11 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
Не Бог построил Освенцим и его крематории. Это сделали люди. Может и трудно верить в Бога после Холокоста, но верить в человека – вообще невозможно. (Иосиф Телушкин) [ВЕРИТЬ, ЛЮДИ] [28.07.2018 21:50:56] { 13 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
На шестой день творения Бог создал первого человека, Адама, чье имя стало на иврите обозначением человека вообще. Еще Джон Мильтон заметил, что самое первое слово Бога "нехорошо" относилось к одиночеству Адама. "Нехорошо быть человеку одному, – сказал Он, – сделаю ему подмогу, соответственную ему" (2:18). Бог погрузил Адама в глубокий сон, взял у него "одно из ребер его" (из самого ивритского текста неясно, что именно это было, – вполне вероятно, что "ребро" тут означает "грань", "сторону", "часть сущности") и сотворил из него первую женщину, Хаву. Самая первая из 613 заповедей Торы адресована этой паре: "Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и овладейте ею" (1:28). (Иосиф Телушкин) [ДЕНЬ, СЛОВО] [28.07.2018 21:50:48] { 12 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
Кто богат? Тот, кому приятны поступки жены его. (Иосиф Телушкин) [ПОСТУПКИ, ЖЕНЫ] [28.07.2018 21:50:44] { 15 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
Иудаизм рассматривает Авраама как самого первого еврея и идеал праведника. (Иосиф Телушкин) [ИУДАИЗМ, ИДЕАЛ] [28.07.2018 21:50:41] { 15 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
Известный мидраш сообщает, что, когда Израиль приготовился принять Тору на Синае, Бог сказал евреям: "Я даю вам Мою Тору. Назовите Мне тех, кто поручится, что вы будете ее соблюдать, и Я дам ее вам". Израильтяне предложили Богу принять в качестве поручителей своих патриархов. Но Бог отказался. Тогда они предложили пророков. И снова Он отказался. Наконец евреи сказали: "Прими наших детей как поручителей за нас". И Бог ответил: "Они, безусловно, надежные поручители. Ради них Я даю вам Тору" (Шир гаширим раба, 1:24). (Иосиф Телушкин) [ИЗРАИЛЬ, ЕВРЕИ] [28.07.2018 21:50:38] { 15 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
Заключительные книги Танаха именуются Ктувим. Некоторые носят исторический характер: книги Езры и Нехемии, например, рассказывают о возвращении евреев в Израиль после вавилонского пленения, а I и II книги Хроник дают обзор истории евреев. Ктувим также включает Тегилим (Псалмы) – 150 поэм, многие из которых непревзойденны по той красоте, с какой описываются здесь отношения человека и Бога. (Иосиф Телушкин) [ИСТОРИИ, ИЗРАИЛЬ, КНИГИ] [28.07.2018 21:50:33] { 11 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
Еврейская легенда учит, что отец Авраама Терах содержал лавку по продаже идолов. Однажды, когда отец уехал и Авраама оставили в лавке, он молотом разбил всех истуканов, кроме самого большого, а затем вложил молот в руку уцелевшего идола. На вопрос рассерженного отца Авраам ответил, что большой идол рассердился на других идолов и разбил их. "Ты же знаешь, что эти идолы не могут двигаться", – закричал отец. "Если они не могут защитить сами себя, – ответил Авраам, – значит, мы выше их. Почему мы тогда должны им поклоняться?" (Иосиф Телушкин) [ЕСЛИ, ЛЕГЕНДА, ВОПРОС] [28.07.2018 21:50:29] { 15 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
Еврейская Библия стала самой влиятельной книгой в истории человечества: и иудаизм и христианство причисляют ее к своим важнейшим религиозным текстам. Некоторые ее центральные идеи – о существовании Единого Бога над всем человечеством, единого универсального морального кодекса, о том, что люди обязаны заботиться о бедных, вдовах, сиротах и путниках, должны отдыхать от работы один день в неделю и посвящать этот день Богу, что евреи – народ, избранный Богом, чтобы нести Его послание в мир, – изменили образ жизни человечества и его понимание смысла своего существования. Даже последняя из этих идей (избранность евреев Богом) сильно повлияла и на неевреев. Она оказалась настолько сильна, что ее позаимствовало и христианство, утверждающее, что особый завет между Богом и Его народом перешел от евреев ("Старый Израиль") к церкви ("Новый Израиль"). Ислам также полагает, что Мухаммад и его последователи стали новыми посланцами Бога. (Иосиф Телушкин) [ИСТОРИИ, РАБОТЫ, НЕСТИ] [28.07.2018 21:50:26] { 16 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
Десять заповедей Бога, по сути, подразделяются на две части: первые четыре регулируют отношения людей к Богу, последние шесть – отношения между людьми. (Иосиф Телушкин) [ПЕРВЫЕ, ПОСЛЕДНИЕ, ОТНОШЕНИЯ] [28.07.2018 21:50:16] { 15 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
Двое мужчин пошли в таверну, один ел темный хлеб и овощи, а другой – белый хлеб и жирное мясо. Тот, кто поел хорошо, чувствовал себя плохо. А тот, кто ел просто, чувствовал себя хорошо. (Иосиф Телушкин) [МЯСО] [28.07.2018 21:50:13] { 19 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
Библия влияет на образ мысли неверующих и верующих. Идея взаимной ответственности людей друг за друга, воплощенная в печально известном вопросе Каина: "Разве сторож я брату моему?" (Брейшит, 4:9), легла в основу всей западной цивилизации. Наши ценности во всех сферах жизни отражают библейские концепции и образы, даже если мы ни разу не были ни в синагоге, ни в церкви. Мы высмеиваем рьяных материалистов за "поклонение золотому тельцу" (Шмот, 32:4) и забываем, что "не хлебом единым жив человек" (Дварим, 8:3). Обращение к совести человека может оказаться "гласом вопиющего в пустыне" (Йешаяѓу, 40:3). "Погибели предшествует гордость", – предупреждают нас Притчи Шломо (16:18), а мудрый, просвещенный Когелет учит: "Нет ничего нового под солнцем" (1:9). Когда мы говорим об эпидемиях, мы обычно вспоминаем о "десяти казнях египетских". (Иосиф Телушкин) [МЫСЛИ, ЦЕРКВИ, БИБЛИЯ] [28.07.2018 21:50:06] { 12 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
Адам и Хава обитали в раю, в месте, известном как Эденский сад. Бог заботится обо всех их потребностях, запрещая только одно: они не должны есть плоды с древа познания добра и зла. Хитрый и до странности болтливый змий говорит Хаве, что если она попробует плод с древа познания, то станет столь же всезнающей, как и сам Бог: "Но знает Бог, что в день, в который поедите от него, откроются глаза ваши и вы будете как великие, знающие добро и зло" (Брейшит, 3:5). После небольшого колебания Хава ест плод с этого дерева (кстати, нет причин предполагать, что это было именно яблоко) – и затем уговаривает Адама также отведать его. Бог недоволен. Он попросил эту пару выполнить лишь одну заповедь, лишил их только одной вещи во всей Вселенной, но они не послушались. Его наказание стало суровым: Адам и Хава были изгнаны из рая, они стали смертными. Адам теперь был должен в поте лица работать, чтобы обеспечить свою жизнь, а Хава – подчиняться мужу и в муках рожать детей.

В христианской теологии вся эта история с неповиновением была объявлена первородным грехом, которым отмечено с рождения все человечество. Но евреи никогда не трактовали ее подобным образом. Это, безусловно, был вызов, и, поскольку люди нарушили Божью заповедь, это был грех. Но мысль о том, что каждый ребенок рождается уже запятнанным этим грехом, чужда иудаизму.

Несмотря на строгое наказание, Адам прожил более девятисот лет, и потомки его и Хавы постепенно заселили всю землю. Еврейская традиция подчеркивает, что все люди происходят от этой пары, это – основа убежденности Библии в том, что все люди, независимо от расы и религии, братья и сестры.
(Иосиф Телушкин) [КОЛЕБАНИЯ, ЕСЛИ, ДЕНЬ] [28.07.2018 21:48:04] { 18 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
Библейское описание юности Йосефа не претендует на введение к биографии героя. Йосеф – попросту избалованный ребенок, постоянно использующий преимущества любимца родителей. Когда десять его старших братьев работают, он разгуливает в роскошном многоцветном одеянии, а пообщавшись с братьями, "ябедничает" их отцу Яакову об их разнообразных проделках.

Йосеф еще и фантазер. В своем самом знаменитом сне он видит, как солнце, луна и одиннадцать звезд склоняются перед ним, – не слишком тактичный намек на положение, которое он займет когда-нибудь в своей семье. Неудивительно, что братья, наслушавшись таких фантазий, ненавидели и презирали его.

Некоторые детали этой истории вызывают недоумение – особенно поведение Яакова, который столь открыто выделял Йосефа, возмутив его братьев. Что двигало Яаковом?

Йосеф был старшим сыном Рахели, самой любимой из четырех жен Яакова. Ее смерть при рождении младшего брата Йосефа, Биньямина, возможно, и послужила причиной неприязни Яакова к этому малышу и тем самым сделала Йосефа единственным объектом отцовской любви. Знаменитые (или, точнее, пресловутые) "разноцветные одежды", подаренные отцом Йосефу, явно ассоциируются с одеждой молодой женщины. Возможно, Яаков стремился воссоздать этим образ Рахели. Мид-раш говорит и о том, что Йосеф завивал свои волосы и красил брови (Брейшит раба, 84:7). Возможно, Йосеф в конце концов возненавидел то, как Яаков его воспитывал, иначе трудно объяснить его поведение в Египте. За 22 года своего пребывания там, будучи близок к фараону, он и не пытается связаться с отцом и сообщить Яакову, что он жив. Возможно, этот "любимчик" имел свои претензии к отцу, который любил сына глубоко, хотя и не мудро.

Самое ужасное в истории об Йосефе – месть, которую обрушили на него братья. Они продали Йосефа в египетское рабство, сказав отцу, что Йосефа растерзали дикие звери, и затем продолжали жить без особых проблем, хотя отец пребывал в постоянной скорби.

В отрыве от семьи, среди иноверцев Йосеф в конце концов добивается высокого положения, а избалованный ребенок становится в высшей степени порядочным и нравственным человеком. Жена его хозяина Потифара хочет переспать с ним, но Йосеф отказался. "Отказался" на иврите вайемаен: когда эта часть Торы поется в синагоге, здесь берут редкую музыкальную ноту (шальшелет), которая длится секунд пять, и фраза "Но он (Йосеф) отказа-а-а-а-лся" поется так долго, чтобы показать – отказ был процессом длительной борьбы. Оскорбленная пренебрежением, жена Потифара жестоко мстит Йосефу. Она рассказывает мужу, будто Йосеф хотел овладеть ею, и Потифар бросает его в тюрьму. Есть основания подозревать, что Потифар понимал, что его жена лжет, хотя в Библии об этом ничего не говорится. Можно ли вообразить, чтобы раб на американском Юге, обвиненный в попытке изнасиловать свою госпожу, был наказан только тюремным заключением? Потифар, скорее всего, усомнился в правдивости жены, но рассудил, что его честь сильно пострадает, если об этом узнают.

В тюрьме Йосеф успешно толкует сны – сначала своих товарищей по тюрьме, затем – самого фараона. В итоге этот дар делает Йосефа вторым лицом в государстве.

Страшный голод в Кнаане вынуждает братьев Йосефа идти за пропитанием в Египет. Они приходят в царские закрома, там Йосеф узнает их, но братья его не признали – что неудивительно: Йосефу было 17 лет, когда его продали в рабство, теперь же ему 39 и он говорит с ними по-египетски через переводчика.

Он проверяет, раскаялись ли братья в причиненном ему зле. Классический "тест на раскаяние" – посмотреть, как человек будет себя вести, попав в такую же ситуацию, в которой он раньше совершил проступок. Йосеф прячет свой серебряный кубок среди вещей Биньямина, велит арестовать всех одиннадцать братьев, а затем говорит им, что они могут вернуться в Страну Израиля свободными и нагруженными продовольствием – но при условии, что "вор" Биньямин останется в Египте как раб. Братья отказываются бросить Биньямина, и Йегуда просит, чтобы в рабство вместо младшего брата взяли его самого. Тут Йосеф не выдерживает, уединяется со своими братьями и с плачем говорит: "Я Йосеф, брат ваш" (45:4).
(Иосиф Телушкин) [РЕБЕНОК, СОЛНЦЕ, ФАНТАЗЕР] [28.07.2018 21:47:43] { 16 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
Бог является Аврааму и приказывает: "Уйди из страны твоей, от родни твоей и от родного дома отца твоего в страну, которую Я укажу тебе. И Я сделаю тебя народом великим…" (12:1–2). Тора нигде не объясняет, почему Бог избрал для этой миссии Авраама. Но еврейская традиция объясняет это тем, что он был первым монотеистом со времен Ноаха. Еврейская легенда учит, что отец Авраама Терах содержал лавку по продаже идолов. Однажды, когда отец уехал и Авраама оставили в лавке, он молотом разбил всех истуканов, кроме самого большого, а затем вложил молот в руку уцелевшего идола. На вопрос рассерженного отца Авраам ответил, что большой идол рассердился на других идолов и разбил их. "Ты же знаешь, что эти идолы не могут двигаться", – закричал отец. "Если они не могут защитить сами себя, – ответил Авраам, – значит, мы выше их. Почему мы тогда должны им поклоняться?"

Бог ясно дал понять, что ожидает от Авраама и его потомков великих дел: "Авраам ведь должен стать народом великим и могучим, и им благословятся все народы земли. Ибо Я избрал его, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя соблюдать путь Господень, творя добро и правосудие" (18:18–19).

Наследием Авраама и стал этический монотеизм – вера в то, что для человечества существует единый Бог и что Его главная забота – чтобы люди вели себя нравственно. В одном известном случае, когда Бог, казалось бы, поступает не вполне справедливо, Авраам упрекает Его: "Неужели Судья всей земли не учинит правосудия?" (18:25).

Трагедия всей жизни Авраама состояла в бесплодии его жены Сары. В конце концов он взял в наложницы ее прислужницу Гагар, и у них рождается сын Ишмаэль. Только через тринадцать лет Сара родила Ицхака.

Характер Авраама в Библии очерчен ясно, зато Ицхак выглядит весьма пассивной фигурой. Возможно, его "заторможенность" – результат психологической реакции на почти состоявшееся приношение его в жертву на горе Мория собственным отцом. Он, очевидно, не склонен к самостоятельным решениям. Жену Ривку ему находит и приводит к нему отцовский слуга Элиэзер. Именно Ривка, а не сам Ицхак приходит затем к выводу, что продолжить религиозную миссию их рода способен младший сын Яаков, а не первенец Эсав. Ривка настаивает на своем, и Яаков становится вождем следующего поколения.

Жизнь Яакова во многом трагична. Его хочет убить брат Эсав, и Яаков бежит к своему дяде Лавану, влюбляется в младшую дочь Лавана Рахель, но Лаван заставляет Яакова сначала взять в жены ее старшую сестру Лею. Позже Рахель, которую Яаков горячо любит, умрет при родах их второго сына. Еще несколько лет спустя другие сыновья Яакова продают первенца Рахели Йосефа в рабство и сообщают отцу, что его любимца растерзали дикие звери. Жалость к самим себе – отнюдь не характерная черта библейских героев. Но когда фараон спрашивает Яакова, сколько ему лет и Яаков сетует: "Немноги и злополучны были дни жизни моей" (Брейшит, 47:9) – это психологически достоверно.

Яаков производит на свет 12 сыновей (от которых происходят все евреи), а также дочь. Позднее, уже после покорения Кнаана, земля Израиля делится между 12 коленами – племенами, родоначальниками которых стали сыновья Яакова.

В глазах евреев патриархи – не отдаленные и смутные исторические фигуры, но часть их повседневной религиозной жизни. Молитва "Амида", которая произносится трижды в день, начинается так: "Благословен Ты, Господь, Бог наш и Бог отцов наших, Бог Авраама, Бог Ицхака и Бог Яакова".

Патриархи дожили до глубокой старости – Авраам до 175 лет, Ицхак до 180, Яаков до 147.
(Иосиф Телушкин) [ЛЕГЕНДА, СТРАНЫ, ОТЕЦ] [28.07.2018 21:46:34] { 16 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
Большинство сегодняшних евреев с фамилиями Коган или Кац и все прочие, кто считает себя потомками коганим (священников), возводят свои корни к первому еврейскому первосвященнику Аарону. Священнические функции, которые описывает Тора, возможно, были его главной обязанностью. Однако Аарон выступал также и как полномочный представитель своего брата Моше, который страдал дефектом речи. По-видимому, евреи в пустыне очень любили Аарона: Тора намекает, что по его смерти скорбели сильнее, чем по смерти Моше (Бемидбар, 20:29, Дварим, 34:8). Видимо, Аарон имел более обходительные манеры, чем его брат. Когда евреи грешили, Моше гневался. Аарон вел себя иначе. Когда ему сказали, что хотят получить для поклонения золотого тельца, Аарон помог изготовить идола – хотя потом и отрицал свою личную ответственность за это перед возмущенным братом, молчаливое согласие Аарона выглядит столь странным, что кажется, словно Тора скорее скрывает его подлинный образ, чем повествует о нем: некоторые из важнейших событий жизни Аарона остаются неясными. Два его старших сына, например, были наказаны Богом за предложение ими Богу "огня чуждого, какого Он не велел" (Ваикра, 10:1).

В еврейской традиции Аарон – пример миролюбивого человека. Самая известная из легенд о нем гласит, что когда Аарон узнавал, что двое поссорились, то обычно подходил к одному из них и говорил: "Тот так любит тебя и так печалится, что ты сердишься на него, но он боится подойти к тебе", затем отыскивал второго и говорил ему то же самое; при встрече эти люди бросались друг другу на шею и обнимались. В других историях Аарон становится другом дурных людей с тем, чтобы превратить их в хороших. Сам титул, которым еврейская традиция наделила Аарона – огев шалом ("миролюбец"), – знак глубокого уважения евреев к нему, и ради воцарения мира между людьми мудрецы оправдывают ту невинную ложь, которая приписывается Аарону в подобных легендах.

Мирьям вошла в историю прежде всего благодаря заботе о своем брате Моше, пущенном матерью в корзинке по течению Нила. Это она видит, как дочь фараона находит младенца, и, хотя ей было тогда только девять лет, уговаривает царевну пригласить нянчить Моше его собственную мать.

Когда Бог рассекает воды Красного моря и спасает евреев от преследования, именно Мирьям увлекает женщин Израиля в бурный танец радости.

А когда на Мирьям нападает проказа в наказание за то, что осудила женитьбу Моше на нееврейке, Моше произносит короткую молитву из пяти слов: Эль на рефа на ла ("о Боже, пусть она выздоровеет") – и Мирьям сразу выздоравливает. Еврейская традиция усматривает в ее болезни наказание, которое Бог посылает тем, кто злится на других или распространяет о них дурные слухи.

Хотя Аарон и Мирьям не пережили своего брата, они умерли в глубокой старости. Аарон умер в 123 года, а Мирьям – в еще более преклонном возрасте. Их имена – одни из самых популярных среди дающихся еврейским детям.
(Иосиф Телушкин) [КОРНИ, ЕВРЕИ, БОЛЬШИНСТВО] [28.07.2018 21:46:09] { 16 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
В наши дни, когда евреи в США процветают, процветает и еврейское невежество. Самые основные положения иудаизма, самые важные события еврейской истории и современности либо смутно знакомы, либо неизвестны самым современным евреям. Они скорее могут рассказать вам о трех ипостасях христианской троицы, чем объяснить свое понимание еврейских мицвот. Они знают, что Колумб открыл Америку в 1492 г., но не помнят, какое событие потрясло весь еврейский мир в тот же год. – Иосиф Телушкин "Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии"



В Библии конфликтуют между собой четыре группы братьев – Каин и Гевель, Ицхак и Ишмаэль, Яаков и Эсав, Йосеф и его братья, но только в последнем случае достигается полное и искреннее примирение, своего рода нравственный апофеоз. Ведь Каин убивает Гевеля; Авраам изгоняет Ишмаэля, чтобы он не оказывал дурного влияния на своего младшего брата Ицхака (после чего братья лишь однажды видятся на похоронах отца); Эсав хочет убить Яакова, и когда братья встречаются двадцать лет спустя, то хотя они и мирятся, но больше никогда не видятся друг с другом; наконец, Йосеф и его братья: "Я Йосеф", – открывается им он, и вскоре они переезжают из Кнаана в Египет, чтобы жить вместе с ним.

Спустя 4000 лет появился своеобразный постскриптум к этой истории: ни одного Папы Римского так не любила еврейская община, как Иоанна XXIII. (Его мирское имя – Иосиф Ронкалли.) В октябре 1960 г., уже проведя на папском престоле около двух лет, он попросил о встрече с верующими еврейскими лидерами. Когда они вошли в комнату, первыми словами Иоанна XXIII были: "Я Йосеф, брат ваш".
(Иосиф Телушкин) [НЕВЕЖЕСТВО, ИСТОРИИ, СОБЫТИЯ] [28.07.2018 21:45:55] { 15 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
В дни, предшествовавшие дарованию Десяти заповедей, Бог велел Моше подготовить израильтян к церемонии, которая закрепит их взаимоотношения с Ним. Бог также дал понять, что эти отношения будут основаны на определенном условии: «если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет со Мной, то будете Моим дражайшим уделом из всех народов… вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Шмот, 19:5–6). Моше передал послание Бога израильским старейшинам, и весь народ как один ответил: "Все, что говорил Господь, исполним" (19:8).

Затем Моше ведет израильтян к подножию Синая, где Бог возвещает им Десять заповедей. Читая первую заповедь: "Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из страны Египетской, из дома рабства" (Шмот, 20:2), мы редко думаем о ней как о первой статье договора. Но это именно преамбула того договора между Богом и евреями, который получил название синайского Завета. Как раз поэтому первая заповедь лишена формы приказа, просто подтверждая то, что Бог сделал для израильтян. Его деяния ради их блага дают Ему и право предъявлять к ним Свои требования.

Основополагающий свод этих требований содержится в книге Шмот (20–23). Скажем только, что эти главы содержат предписания против идолопоклонства, убийства, воровства и плохого обращения с чужестранцами, вдовами, сиротами и бедными. Дополнительные законы предписывают соблюдение субботы, субботнего года (в течение которого земля должна лежать под паром) и праздников Песах, Шавуот и Сукот. Исследователь Библии Иеремия Унтерман заметил, что поскольку Божьи заповеди охватывают как ритуальную, так и этическую сферу, то "любое преступление рассматривается как преступление против Бога, каким бы оно ни было – ритуальным или гражданским".

Израильтян предупреждают, чтобы они не вступали ни в какие соглашения с обитателями Кнаана или их богами. За это Завет гарантирует израильтянам владение страной Кнаан и, что более замечательно, избавление от болезней, засухи, бесплодия и выкидышей (Шмот, 23:25–26).

Моше передает повеления Бога всему народу, и евреи единогласно заявляют: "Все, что говорил Господь, сделаем и будем слушать" (Шмот, 24:7). Не вполне ясные слова их ответа толкуются мудрецами как обязательство повиноваться не только тем законам, которые они уже услышали, но также любым Богоданным или разработанным мудрецами законам, которые они еще услышат. Евреи взяли на себя обязательство выполнять заповеди, даже еще не расслышав их – т.е. еще не успев глубоко осознать их смысл.

Еврейское слово для завета – договора – брит. Библия описывает два других особенно значимых договора: один гарантирует обязательства Бога перед Авраамом и его потомством (Брейшит, 15), другой сообщает, что царский титул не уйдет из дома Давида (Шмуэль II, 7). Кроме того, церемония обрезания называется на иврите брит мила (договор об обрезании) в соответствии с заповедью Бога Аврааму: "Ты же соблюди завет Мой, и ты, и потомство твое после тебя в роды их. Вот завет Мой, который все должны соблюдать… обрезан да будет у вас всякий мужчина… сие будет знаком союза между Мною и вами" (Брейшит, 17:9–11). Завет понимается как двустороннее соглашение: евреи должны соблюдать законы Бога, а Он должен оберегать их.

Известный мидраш сообщает, что, когда Израиль приготовился принять Тору на Синае, Бог сказал евреям: "Я даю вам Мою Тору. Назовите Мне тех, кто поручится, что вы будете ее соблюдать, и Я дам ее вам". Израильтяне предложили Богу принять в качестве поручителей своих патриархов. Но Бог отказался. Тогда они предложили пророков. И снова Он отказался. Наконец евреи сказали: "Прими наших детей как поручителей за нас". И Бог ответил: "Они, безусловно, надежные поручители. Ради них Я даю вам Тору" (Шир гаширим раба, 1:24).
(Иосиф Телушкин) [ОТНОШЕНИЯ, НАРОД] [28.07.2018 21:45:16] { 13 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
Взгляд Торы на природу человека довольно пессимистичен. "Помысел сердца человека зол от юности его", – говорит Бог (8:21, та же мысль содержится в 6:5). Эти древнейшие представления о человеческой природе не имеют ничего общего с христианской концепцией первородного греха. Скорее Тора предполагает, что зло и эгоизм более естественны для человека, чем добро и альтруизм. Дети рождаются эгоистами, и любовь к ближним им следует прививать.

Во времена Ноаха (спустя десять поколений после Адама и Хавы) человечество уже было охвачено могильным разложением. Библия говорит, что Бог так скорбел о поведении Своих созданий, что пожалел о сотворении человека. Он решил уничтожить всех людей, за исключением семьи Ноаха. Как объясняется в Торе, "Hoax был человек праведный, непорочный в поколениях своих" (6:9).

Бог сообщает Ноаху, что пошлет большой потоп, который уничтожит всех живущих в мире существ. Но при этом очевидно, что Создатель отнюдь не желает гибели абсолютно всех. Он велел Ноаху построить огромный ковчег и погрузить на него всю семью и по паре (а в некоторых случаях и по семь) всех существующих животных. Размеры ковчега, описываемого в книге Брейшит (6:15), позволяют предположить, что он был около 170 метров длиной, 25 метров шириной и 20 метров высотой.

Наступивший потоп оказался разрушительным. В течение сорока дней и ночей не прекращался дождь, уровень воды поднялся выше самых высоких гор. Наконец дождь прекратился, вода начинает спадать. Hoax и его семья выходят из ковчега. Возрождение мира теперь начинается именно от них.

Бог обещает больше никогда не уничтожать всю землю с помощью потопа. В знак Своего обещания Он станет посылать после дождя радугу как напоминание о том, что мир не будет уничтожен.

Древний мир знал немало историй о разрушительном потопе, некогда уничтожившем жизнь на большей части земли. Это подтверждает наличие реальной подоплеки этого библейского рассказа. В самом знаменитом ближневосточном свидетельстве такого рода – вавилонском эпосе о Гильгамеше боги также разрушают мир посредством потопа, но не по соображениям морали, а скорее из-за шума, поднимаемого человечеством и мешающего сну богов. Только один человек, Утнапиштим, спасается благодаря богу Еа. Утнапиштим оказался его любимцем довольно случайно, а вовсе не благодаря своим моральным достоинствам. В Торе, напротив, Hoax становится любимцем Бога именно из-за его праведности.

Однако традиционный еврейский взгляд на Ноаха тем не менее довольно суров. Ноаха часто – и не в его пользу – сравнивают с Авраамом (см. гл. 5). Когда Бог сообщает Аврааму о намерении разрушить растленные города Сдом и Амору, этот патриарх вовлекает Всевышнего в знаменитый спор, пытаясь убедить Его отказаться от Своего приговора. Когда же Бог поведал Ноаху о Своем намерении затопить землю, Hoax не возражал. Он строит свой ковчег, зная, что мир вскоре будет разрушен, и явно не стремится ходатайствовать за людей.

Высокая репутация Ноаха подвергается сомнению и в другом библейском рассказе, повествующем о первой в истории пьянке. Выйдя из ковчега, Hoax разводит виноградник и вскоре после этого напивается до бесчувствия (9:20–27).
(Иосиф Телушкин) [ВЗГЛЯД, ЭГОИЗМ, ДОБРО] [28.07.2018 21:44:46] { 13 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
Возвышение Йосефа в Египте произошло благодаря его исключительному дару толкования снов. По иронии судьбы именно его детские сны и грезы навлекли на Йосефа ненависть братьев и все последующие злоключения – особенно те два сна, из которых он заключил, что когда-нибудь браться склонятся перед ним и станут почитать его (37:5–11). В Египте Йосеф продолжает толковать сны – но уже других людей, и его предсказания удивительным образом сбываются.

Однажды ночью фараон увидел тревожный сон – "он стоит у реки… из реки выходят семь коров, хороших видом и тучных плотью, и паслись в тростнике. (Но)… семь других коров… худых видом и тощих плотью… стали подле тех (первых)… и съели… семь коров хороших видом и тучных" (Брейшит, 41:1–4). Фараон пробудился и снова заснул, и увидел, как семь здоровых колосьев пшеницы были поглощены семью же тощими и опаленными ветром колосьями.

Наутро фараон, очень взволнованный, рассказал свои сны гадателям и мудрецам, но никто не сумел растолковать их. Ему сообщили о талантливом толкователе снов, молодом еврейском рабе, сидящем в тюрьме. Йосефа позвали, и он объяснил: "Сон фараона один: что Бог делает, то Он возвестил… Семь коров хороших – это семь лет, и семь колосьев хороших – это тоже семь лет: это один сон. И семь коров тощих и худых, вышедших за ними, это семь лет, и семь колосьев пустых… это будут семь лет голода… наступают семь лет большого урожая по всей земле Египетской. И настанут после них семь лет голода; и… истощит голод страну… А что повторился сон фараону дважды, это потому, что верно это дело от Бога, и что Бог вскоре исполнит сие" (41:25–32). Йосеф посоветовал фараону накопить за семь урожайных лет зерна и убрать его в хранилища, подготовясь заранее к голодным годам.

Фараон высоко оценил как толкование сна, так и мудрые советы Йосефа и назначил его руководителем всех мероприятий по спасению Египта во время голодных лет. "Только престолом (своим) я буду больше тебя", – обещал он Йосефу (41:40).

Выражение "семь тучных лет и семь тощих лет" вошло в число еврейских идиом, обозначая благополучие, за которым следуют несчастья, или богатство, которое сменяется бедностью. В недавние времена "семью тучными годами" часто считали 1967–1973 гг. – время успешного развития Израиля после его победы в Шестидневной войне, а период после 1973 г., начиная с Войны Судного дня – "тощими годами".
(Иосиф Телушкин) [НЕНАВИСТЬ, СТОИТ, ФАРАОН] [28.07.2018 21:44:19] { 18 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
Возможно, самый знаменитый политический лозунг в истории – это обращенное к фараону требование Моше: "Отпусти народ мой!" С тех пор в течение трех тысячелетий оно неоднократно использовалось угнетенными группами. Оно было излюбленным у черных рабов американского Юга. В их самой известной песне поется: "Сойди, Моше, пойди в Египет и скажи старому фараону, чтобы он отпустил народ твой!" С 1960-х гг. слова Моше служили лозунгом международного движения в защиту советских евреев.

На политических митингах эти слова Моше редактируются: обычно опускается вторая половина его требования: "чтобы послужил Мне в пустыне". С точки зрения Библии свобода – сама по себе не ценность; она становится таковой, если используется для почитания Бога. Еврейский философ Аврагам Йегошуа Гешель недаром сетовал на распространенную манеру нарушать целостность библейских стихов и цитировать их по частям. Первые, еще досионистские поселенцы на земле Израиля, например, называли себя БИЛУ, аббревиатурой из первых букв стиха Йешаягу (2:5): Бейт Яаков леху венельха - "Дом Яакова, давайте пойдем", – однако при этом опуская значительные слова пророка "пойдем во свете Господнем".

Точно так же целью исхода еврейских рабов было не только их освобождение от владычества фараона, но и предоставление им возможности служить Богу.
(Иосиф Телушкин) [СЛОВА, ЗНАМЕНИТЫЙ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ] [28.07.2018 21:43:58] { 11 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
Вторая группа библейских книг – Невиим, девять книг, прослеживающих историю евреев и монотеизма с момента смерти Моше и вступления евреев в Ханаан (около 1200 г. до н. э.) до разрушения вавилонянами Первого Храма и последующего изгнания евреев из Иерусалима в Вавилон (586 г. до н. э.).

Начальные книги Невиим (Иегошуа, Шофтим, Шмуэль, Млахим) представляют собой хроникальные повествования и до сих пор принадлежат к числу самых драматичных и живых историй, какие только создало человечество. Эти книги иногда называют "Ранние пророки".
(Иосиф Телушкин) [ГРУППА, ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, КНИГИ] [28.07.2018 21:43:40] { 11 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
Действительная цель десяти казней египетских – не принуждение фараона освободить евреев, для чего хватило бы и последней десятой казни; их смысл состоит в демонстрации превосходства Бога над египетскими божествами и наказании египтян за те нечеловеческие условия, в которых они содержали еврейских рабов.

Не один год все новорожденные еврейские младенцы мужского пола топились в водах Нила. Хотя большинство египтян лично не участвовали. в этом уничтожении, самая первая казнь, когда Нил покраснел от крови, ясно показывает, что на всех египтянах лежала вина за то, что делали их соотечественники. Египтяне больше не могли отрицать вину всей своей страны: сама река наглядно свидетельствовала об утопленных младенцах.

Некоторые из первых казней причиняли скорее неприятности, чем страдания (например, нашествие лягушек). Следующие казни причиняли вред экономике: тучи саранчи пожрали урожай, в полях бродили дикие звери. Десятая казнь стала последней местью за убийство еврейских младенцев: в одну ночь погибли все египетские новорожденные первенцы. После этого фараон приказал немедленно освободить израильских рабов.

В книге Шмот подразумевается, что посредством казней Бог "отягчал" сердце фараона, и тот все не отпускал евреев. Это выглядит странным с моральной точки зрения: сперва Бог лишает фараона свободы воли, ожесточая его сердце, а затем наказывает за это жестокосердечие.

Но если бы Бог не "отягчал" сердце фараона, это лишило бы египетского монарха свободы воли, и тогда он разрешил бы еврейским рабам уйти – но не по своему свободному выбору, а из страха. С отягченным сердцем фараон больше не испытывал физического страха, который заставил бы обыкновенного человека немедленно подчиниться Божьей воле. А теперь ничто не отвлекало фараона от осмысления всех несправедливостей, которые он обрушил на еврейских рабов. Но не чувство моральной ответственности повлияло на решение отпустить евреев. Только когда начали умирать первенцы, фараон убедился, что перед ним сила неизмеримо большая, чем его собственная. Возможно, он отпустил евреев, чтобы спасти собственную жизнь, поскольку сам был первенцем. Хотя десять казней должны были радовать многострадальных рабов, еврейская традиция чувствует некоторую неловкость от разрушений, которые они причинили Египту. Когда во время пасхального "седера" перечисляются эти казни, то при упоминании каждой из них проливается капля вина – символическое обозначение умаления радости при мысли о страданиях египтян.

Вот десять казней:

1. Воды Нила превратились в кровь (7:14–25); 2. Повсюду, даже в спальни и кухни, заползали лягушки (7:26–8:11); 3. Вши (8:12–15); 4. Дикие звери (8:16–28); 5. Болезни скота (9:1–7); 6. Нарывы на коже у людей и у скота (9:8–12); 7. Град (9:22–35); 8. Саранча (10:1–20); 9. Три дня «тьмы египетской» (10:21–23); 10. Смерть первенцев (1:29–36).
(Иосиф Телушкин) [ПРИНУЖДЕНИЕ, БОЛЬШИНСТВО, смысл] [28.07.2018 21:42:54] { 17 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
Для Библии и вообще для еврейской жизни нет ничего необычного в том, что людям через некоторое время даются новые имена. Хотя почти всю жизнь Авраама звали Авраам, потом его имя было изменено в знак того, что "Я сделаю тебя отцом множества народов" (Брейшит, 17:5). Даже сегодня, когда человек серьезно заболевает, его ивритское имя иногда меняют, чтобы ангелу смерти было труднее найти свою жертву. Иногда к имени больного добавляется еще имя Хаим, на иврите означающее "жизнь".

Однако никакое изменение имени не было столь значительным и необычным, как в случае Яакова. Когда он возвращался от своего дяди Лавана, брат Эсав направился ему навстречу в сопровождении четырехсот человек. Патриарх очень испугался; он не мог забыть, что, когда они в последний раз встречались с братом, Эсав замышлял убить его в отместку за обман при получении благословения.

Когда Яаков заснул, на него набросился ангел в образе человека. Яаков боролся с ангелом, и, хотя это духовное существо повредило ему бедро, Яакову удалось схватить ангела и не выпускать до тех пор, пока тот не дал ему благословения. Ангел наградил Яакова дополнительным именем Исраэль – "Ты боролся с Богом и с людьми и победил" (32:29).

С этого момента патриарх попеременно именуется и Яаков, и Исраэль, а всех евреев, происходящих от двенадцати сыновей Яакова, в конце концов стали называть Бней Исраэль, сыны Израиля.
(Иосиф Телушкин) [ИМЕНА, НИЧЕГО, СЕГОДНЯ] [28.07.2018 21:42:26] { 11 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
Для евреев амалекетяне – своего рода нацисты древности: злобные и беспощадные враги евреев. Библия описывает их нападение на израильтян, еще скитавшихся по пустыне. Вместо того чтобы выступить против евреев открыто, амалекетяне нападали на их арьергард, где находились дети и старики (Дварим, 25:18).

Трусость амалекетян и их жестокость к самым беззащитным израильтянам вызвали против них безграничный гнев Бога. Он повелел евреям уничтожить амалекетян, как только представится случай. Спустя сотни лет такой же приказ передает царю Шаулю пророк Шмуэль. Шауль побеждает амалекетян в битве, но не казнит их царя Агага. Именно за этот акт неповиновения Бог отбирает царство у Шауля и отдает его Давиду.

Тем не менее очевидно, что евреи не всегда преследовали амалекетян, мы даже встречаем амалекетян, которые служат в израильском войске (Шмуэль II, 1:1–13). Вера в неизменную ненависть амалекетян к евреям возникнет через несколько сот лет, когда Гаман, потомок царя Агага, задумает разом уничтожить всех евреев.

Вечная война, которую Тора объявляет амалекетянам, – вещь необычная и даже необъяснимая. Египтяне причинили евреям куда больше страданий (сотни лет порабощая их, топя их младенцев). Тем не менее Тора не велит "гнушаться египтянином" (Дварим, 23:8). Амалекетяне же считаются хуже египтян и изображаются отъявленными негодяями и трусливыми солдатами, нападающими только на самых слабых.
(Иосиф Телушкин) [ДЕТИ, СТАРИКИ, ЖЕСТОКОСТЬ] [28.07.2018 21:41:59] { 19 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
Казалось бы, одной десятой казни – смерти первенцев – достаточно, чтобы фараон был рад избавиться от еврейских рабов. Но уже спустя несколько часов после их освобождения он передумал и послал войска с приказом вернуть их. Характерно, что солдаты, словно японские камикадзе, с готовностью отправлялись выполнять этот приказ.

Египтяне преследовали бегущих израильтян до Ям Сум (Красное море). Израильтяне были в панике. Позади были войска с колесницами, впереди – морские воды.

Но десять казней не истощили чудес Господа. Бог посылает сильный восточный ветер, который раздвинул морские воды и открыл посреди них сухой проход. Евреи воспользовались им, а на следующих по пятам египтян обрушиваются водяные стены.

По преданию, когда ангелы на небесах начали петь хвалу Господу за спасение евреев, Он в гневе повернулся к ним: "Мои создания тонут, а вы поете песни!" Этот широко известный мидраш, возможно, лег в основу еврейской традиции не слишком радоваться поражению и страданиям врага (см. также Мишлей, 24:17). Один из самых удивительных среди 613 законов Торы гласит: "Не гнушайся египтянином, ибо пришельцем был ты в стране его" (Дварим, 23:8).
(Иосиф Телушкин) [ПРИКАЗ, ФАРАОН, МОРЕ] [28.07.2018 21:41:31] { 12 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
Как все человечество произошло от Адама и Хавы, так и все евреи (кроме новообращенных в иудаизм) произошли от патриархов. Авраам и Сара имели одного сына, Ицхака, который, в свою очередь, передал традиции монотеизма одному из своих детей – Яакову. Яаков имел двенадцать сыновей от четырех жен, и потомки каждого из них образовали отдельные племена – "колена". Это шестеро сыновей от его первой жены Леи (Реувен, Шимон, Леви, Йегуда, Исахар и Звулун); двое от Рахели (Йосеф и Биньямин), двое от Зилпы: Гад и Ашер, и двое от Били: Дан и Нафтали (Брейшит, 35:23–26).

За столетие египетского плена (см. гл. 14) евреи сохраняли свое племенное деление. Йегошуа (Иисус Навин) делит землю Кнаана на отдельные участки для каждого племени. Потомки Йосефа получают вдвое больше земли, а два этих племени получают названия по именам двух его сыновей – Эфраима и Менаше. Одно колено – левиты – совсем не получило земли для проживания, хотя левитам было отведено несколько городов. Им отводилась роль духовных учителей для прочих колен, каждое из которых облагалось налогом на содержание левитов.

После смерти царя Шломо еврейское государство распадается надвое: десять колено образуют Израильское царство, а оставшееся (не считая левитов) колено Йегуды – Иудейское царство. В 722 г. до н. э. ассирийцы покоряют Израиль, угнав и рассеяв его население. Дальнейшая судьба десяти колен неизвестна. Поэтому все современные евреи произошли либо от левитов (или от рода внутри этого колена – священников коганим), либо от колена Йегуды.
(Иосиф Телушкин) [ЕВРЕИ, ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ОЧЕРЕДЬ] [28.07.2018 21:40:58] { 10 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
Когда мне говорят, что было бы легче поверить в Бога, если увидеть чудо собственными глазами, я отсылаю к 32-й главе Шмот. Ни одно поколение в истории не имело более благоприятной возможности поверить в Бога, чем израильтяне в пустыне. Недавно освобожденные рабы только что были свидетелями десяти казней, спаслись благодаря чудесному рассечению вод Красного моря и воочию видели Божью славу на горе Синай. Тем не менее, пока Моше сорок дней находился на Синае, они успели удариться в массовую панику.

Евреи окружили брата Моше Аарона и стали требовать, чтобы он "сделал им бога". Аарон попросил их отдать ему все свои сокровища (возможно, надеясь, что это заставит их одуматься, – впрочем, тщетно). Вскоре набралось столько драгоценного металла, что Аарон смог сделать из него "тельца литого" – золотого тельца. Евреи окружили идола, заявляя: "Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из страны Египетской!" (Шмот, 32:4).

Это исповедание веры ("вот бог твой, Израиль") довольно странно. Ясно, что израильтяне не могли считать тельца активно действующим божеством. Не мог же идол, которого они только что смастерили, вывести их из Египта? Скорее всего, они хотели немедленно получить материального посланника Бога взамен отсутствовавшего Моше и именно эту роль отвели тельцу.

Подозреваю, впрочем, что дело тут не в одной панике из-за исчезновения Моше. Религиозные предписания, наложенные на евреев после исхода, могли многим показаться слишком суровыми, слишком многое запрещающими. Смысл стиха "и поднялись веселиться" (Шмот, 32:6) в том, что народ устроил оргию.

Бог пришел в ярость. Он упрекал Моше: "Развратился народ твой, который ты вывел из страны Египетской" (Шмот, 32:7). Он хочет уничтожить Израиль и произвести от Моше для водительства другой, лучший народ.

Моше напоминает Богу, что Он обещал патриархам отдать Кнаан именно их потомкам. Бог смягчается, и Моше сходит с горы, неся скрижали с Десятью заповедями (см. гл. 22). При виде неистового разгула в лагере израильтян он приходит в ярость. Моше бросает и разбивает скрижали, перекаливает в огне золотого тельца и заставляет израильтян выпить получившийся прах с водой. Левиты (единственное племя, которое не осквернило себя поклонением золотому тельцу) обнажают свои мечи и убивают три тысячи грешников.

Когда Моше гневно требует от брата объяснить его роль в изготовлении тельца, Аарон снимает с себя ответственность, заявляя, что просто бросил золото в огонь "и вышел телец этот" (Шмот, 32:24), – защита не очень убедительная.

В конце этой истории Моше снова беседует с Богом и просит у Него прощения за грехи израильтян; "если же нет (прощения), то сотри и меня из книги Твоей, которую Ты писал" (Шмот, 32:32). Бог успокаивает Моше, обещая наказать лишь тех, кто действительно согрешил.

Инцидент с золотым тельцом показывает, что вера израильтян в период их сорокалетнего пребывания в пустыне еще не была прочной; ее можно охарактеризовать как проявление синдрома "А что ты мне хорошего сделал?". По малейшему поводу евреи отворачиваются от Моше и от Бога, и Бог наконец заключает, что народ, выросший в рабстве, не годится для страны свободных людей. Легче было вывести людей из Египта, чем вытравить Египет из людей. Бог заявляет Моше, что все поколение освобожденных рабов должно умереть, прежде чем их потомки смогут войти в Кнаан.

Лично меня история с золотым тельцом убеждает, что у большинства людей вера существует вне зависимости от того, что для них совершает Бог. Хотя каждое обещание Моше, данное им от имени Бога, выполнялось, этого не хватило, чтобы те евреи остались верны Богу больше сорока дней, да и мы явно не слишком отличаемся от них.
(Иосиф Телушкин) [ВОЗМОЖНОСТИ, ЕСЛИ, ЧУДО] [28.07.2018 21:40:36] { 14 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
Многим Библия неоправданно кажется книгой, ставящей женщин в неравноправное положение. Но четыре праматери иудаизма – Сара (жена Авраама), Ривка (жена Ицхака), Рахель и Лея (жены Яакова) действуют ничуть не менее активно, чем их мужья. Например, Сара хотела прогнать из своего дома служанку Гагар и ее сына Ишмаэля. Авраам был очень опечален и отказывался дать свое согласие. Но тут вмешался Бог: "Все, что скажет тебе Сара, слушайся голоса ее" (Брейшит, 21:12). Ниже Тора поясняет, что Ривка глубже прозревает характер и судьбу своих сыновей Эсава и Яакова, чем ее муж Ицхак (Брейшит, 27).

Великая трагедия первой праматери Сары – ее бесплодие. Когда ангелы сообщают 99-летнему Аврааму, что его 90-летняя жена скоро родит ребенка, Сара слышит это и смеется, говоря себе: "После того, как я состарилась, будет у меня молодость? Да и господин мой стар" (18:12). Ниже Бог говорит Аврааму: «Отчего это смеялась Сара, сказав: "Неужели я действительно рожу, ведь я состарилась?"" Характерно, что Бог передает лишь часть слов Сары, опустив замечание о том, что Авраам также слишком стар, чтобы иметь детей. Талмуд делает из этого многозначительного умолчания Бога вывод – ради сохранения мира между людьми иногда допустимо говорить только часть правды (Йевамот, 65б).

В память о смехе Сары ее сын и получает имя Ицхак (Ицхак – "будет смеяться").

Вторая праматерь, жена Ицхака Ривка, славится своей чрезвычайной добротой. Когда слуга Авраама Элиэзер отправляется на поиски жены для Ицхака, он просит Бога о знамении: "Я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду. Пусть же девица, которой я скажу: "Наклони кувшин твой, и я напьюсь", и она скажет: "Пей, я и верблюдов твоих напою", – ее определил Ты рабу Твоему Ицхаку" (Брейшит, 24:14). Четырьмя стихами ниже, к великой радости Элиэзера, именно такой ответ и даст Ривка.

Благословение, которым проводила семья Ривку, когда она отправилась с Элиэзером к Ицхаку: "Сестра наша! Да станешь ты (через своих потомков) тысячами десятков тысяч", – по сей день произносится раввинами на еврейских свадьбах.

Сын Ицхака и Ривки Яаков становится третьим патриархом, а его первые две жены Лея и Рахель – третьей и четвертой праматерями. Хотя Рахель много лет страдала бесплодием и умерла при родах своего второго сына Биньямина, все-таки менее счастливой кажется жизнь Леи. Библия отмечает, что Рахель "красива станом и красива видом", сообщая в то же время о "слабых глазах" ее сестры (Брейшит, 29:17). Хотя не вполне ясно, что означает последнее, мы знаем, что Яаков не имел желания жениться на Лее. Рахель была единственной женщиной, которую он любил. Однако во время свадебной церемонии отец Леи Лаван закрыл ее лицо густой вуалью, и к тому моменту, как Яаков понял, что перед ним другая сестра, он был уже женат. Неделей позже Яаков берет Рахель в качестве второй жены. Тора всеми средствами подчеркивает, как сильно страдала Лея, сознавая себя нелюбимой женой. Каждый раз, рожая ребенка, она надеялась, что отношение Яакова к ней изменится. Когда появился старший сын Реувен, она заявила: "Теперь будет любить меня мой муж" (Брейшит, 29:32). Но эта надежда, очевидно, не сбылась, потому что после рождения следующего сына она сказала: "Господь услышал, что я нелюбима, и дал мне и этого". При рождении третьего она все еще надеется: "Теперь-то муж мой прильнет ко мне, ибо я родила ему трех сынов", когда родился четвертый сын, она или уже почувствовала себя любимой, или полностью отчаялась, потому что сказала лишь: "Сей раз я восхвалю Господа". Неудивительно, что сыновья Леи невзлюбили первенца Рахели, Йосефа.

Рахель умирает при рождении Биньямина, по дороге в Бейт-Лехем, неподалеку от Рамы. В еврейской традиции она стала воплощением материнской любви. Когда в 586 году до н. э. был разрушен вавилонянами Храм и изгнанные евреи проходили мимо ее могилы, пророк Ирмеягу произнес: "Слышится голос в Раме, вопль (и) горькое рыдание: Рахель оплакивает сыновей своих; не хочет она утешиться в детях своих, ибо не стало их" (Ирмеягу, 31:15).

Свидетельством непреходящего значения патриархов и праматерей служит тот факт, что их имена – Авраам, Ицхак, Яаков, Сара, Ривка, Рахель и Лея – остаются самыми употребительными именами, которые дают еврейским детям.
(Иосиф Телушкин) [БИБЛИЯ, МУЖЬЯ, ЖЕНА] [28.07.2018 21:40:09] { 17 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print
Моше – одна из ключевых фигур Торы. Действуя от имени Бога, он выводит евреев из рабства, насылает на Египет десять казней, возглавляет в течение сорока лет скитающихся по пустыне евреев, приносит им закон с горы Синай и готовит их к вступлению в страну Кнаан. Собственно, в четырех последних книгах Торы кроме Моше больше ни о чем не говорится (не считая самих законов).

Моше родился в период пребывания евреев в египетском плену, в тот страшный момент, когда фараон приказал утопить всех еврейских младенцев мужского пола. Его мать Йохевед, желая сохранить сыну жизнь, пускает его в корзине по Нилу. Плач ребенка слышит дочь фараона, жалеет его и усыновляет (Шмот, 2:1–10). Конечно, будущий освободитель евреев не случайно воспитывается как египетский царевич. Если бы Моше рос в рабстве вместе со своими соплеменниками, у него никогда бы не развились гордость, мудрость и смелость, необходимые, чтобы возглавить восстание.

Тора сообщает лишь о трех событиях жизни Моше до того, как Бог избирает его пророком. Юноша Моше возмущается, увидев, как египетский надсмотрщик бьет еврейского раба, и убивает надсмотрщика. На следующий день он хочет примирить двух дерущихся евреев, но "неправый" из них обижается и говорит: "Кто поставил тебя начальником и судьей над нами? Не думаешь ли убить меня, как убил египтянина?" Моше тотчас же понимает, что он в опасности; ведь хотя высокий статус и защищает его от наказания за убийство простого надсмотрщика, но убийство человека, исполнявшего свои обязанности перед фараоном, может быть истолковано как мятеж против царя. Действительно, фараон приказывает убить Моше, и он бежит в страну Мидьян. Моше явно желал тихо отсидеться, но тут же оказался втянутым в другой конфликт. Семеро дочерей мидьянского жреца Реуэля (которого называли еще и Итро) оскорблены пастухами, и Моше встал на их защиту (Шмот, 2:11–22).

Все три случая, конечно, взаимосвязаны – везде Моше обнаруживает глубокое, почти навязчивое стремление встать на сторону справедливости. Более того, он защищает не только своих. Он вмешивается и когда нееврей угнетает еврея, и когда дерутся два еврея, и когда неевреи угнетают других неевреев.

Моше женится на Ципоре, одной из дочерей мидьянского жреца, и становится пастухом стада своего тестя. Однажды, когда он со стадом удалился в пустыню, ему явился ангел Господа в виде горящего, но не сгорающего куста. Символика этого чуда очень показательна: в мире, где обожествлялась природа, Бог показал, что Он сильнее ее.

Однажды Бог приказывает Моше – как тот этому ни противился – отправиться в Египет, и вместе со своим братом Аароном он предъявляет фараону простое, но перевернувшее весь мир требование: "Отпусти народ мой". Фараон отказывает просьбе Моше, пока Бог не насылает на Египет десять казней и сыны Израиля не уходят оттуда.

Несколькими месяцами позже, в Синайской пустыне, Моше взбирается на гору Синай и спускается с нее с Десятью заповедями. Но за время его отсутствия израильтяне предались оргиям и поклонению золотому тельцу. Этот эпизод очень показателен: евреи сохраняют верность Богу или Моше, лишь когда Бог или Моше предпринимают для этого специальные усилия. Иначе сыны Израиля возвращаются в аморальное, доморальное состояние, иногда занимаясь и идолопоклонством. Словно настоящий отец, Моше сердится на евреев, когда они грешат, но никогда не отказывается от них – даже когда это делает Бог. На гневное обещание Бога в один из таких случаев уничтожить всех евреев и произвести от Моше другой народ, он отвечает: "(Тогда) сотри и меня из книги Твоей" (Шмот, 32:32).

Закон, который Моше принес евреям, намного шире Десяти заповедей. Помимо многих ритуальных правил, евреям предписывается любить Бога, равно как и трепетать перед Ним, любить ближних, как самих себя, и любить чужеземцев (т.е. живущих среди них неевреев) – тоже как самих себя.

Вероятно, самое грустное событие в жизни Моше – то, что Всевышний запретил ему вступить в Страну Израиля. Причина запрета отчетливо связывается с эпизодом в книге Бемидбар, когда евреи гневно требуют от Моше обеспечить их водой. Бог велит Моше собрать всех и сказать "скале пред глазами их, чтоб дала она из себя воду". Раздраженный постоянными жалобами и плачем евреев, Моше говорит им: "Слушайте же, непокорные, из скалы ли этой нам извлечь для вас воду?" Затем он дважды ударяет по скале своим посохом, и вода вырывается наружу (Бемидбар, 20:2–13). Именно этот эпизод неповиновения самого Моше – удары по скале вместо слов (как повелевал Бог) – обычно приводится для объяснения того, почему Бог наказал Моше и запретил ему вступать на землю Израиля. Однако это наказание столь несоразмерно проступку, что настоящая причина Божьего запрета явно лежит глубже. Скорее всего, как считает профессор Университета в Беркли Якоб Милгром (развивая идеи раби Хананьэля и Нахманида), что проступок Моше состоит во фразе "из скалы ли этой нам извлечь для вас воду?", точнее – в слове "нам", подразумевающем, что именно Моше и его брат Аарон, а не Бог сотворят чудо. В книге Бемидбар сказано, что, когда десять из двенадцати соглядатаев (см. гл. 27) возвратились из Кнаана и мрачно предсказали, что евреи никогда не смогут завладеть этой землей, израильтяне стали бранить Моше. И он, видимо, "сорвался": "И пали Моше и Аарон на лица свои пред всем собранием общины сынов Израилевых" (Бемидбар, 14:5). Два соглядатая, Йегошуа (Иисус Навин) и Калев, отвергли выводы большинства, "разорвали одежды свои" и стали увещевать евреев, что "земля эта очень, очень хороша" (Бемидбар, 14:7). Позже, когда Моше произносит свои последние наставления израильтянам, он вспоминает об этом случае: "И услышал Господь голос речей ваших, и разгневался, и поклялся, сказав: "Никто из людей этих, из этого злого рода, не увидит доброй земли, которую Я поклялся отдать отцам вашим…" и на меня прогневался Господь за вас, говоря: "И ты не войдешь туда. Йегошуа бин Нун, стоящий перед тобою, он войдет" (Дварим, 1:34–38).

Несмотря на два этих печальных случая, Моше произвел своим монотеизмом такое сильное впечатление, что в последующие 3000 лет евреи никогда не путали посланника с автором этого послания. Философ Вальтер Кауфман заметил: "В Греции герои прошлого считались отпрысками богов и детьми богинь… в Египте фараон считался божественным"; но несмотря на все почитание евреями Моше – "и не было более пророка в Израиле, как Моше" (Дварим, 34:10) – ни один из еврейских мыслителей никогда не считал Моше кем-то большим, нежели человек.

Еще во время своего пребывания в Мидьяне Моше зарабатывал на жизнь, став пастухом своего тестя. Однажды из огня, охватившего купину – куст терновника, перед ним предстает ангел Господень. Моше с испугом смотрит на куст, который горит, но не сгорает от пламени. Когда он подошел поближе, чтобы рассмотреть чудесное зрелище, Бог "воззвал к нему" из купины: "Моше! Моше!", на что он отвечает: "Вот я". Это была первая встреча Моше с Богом.

Через тысячу с лишним лет спустя язычник спросил у еврейского мудреца: "Почему Бог выбрал для своего появления куст?" Мудрец ответил: "Если бы Он выбрал рожковое дерево или сикамору, ты бы задал тот же вопрос. Однако было бы неправильно отпустить тебя без ответа, поэтому я скажу тебе, почему это был куст: чтобы показать тебе, что нет такого места, где бы ни присутствовал Бог, пусть даже это будет убогий куст" (Шмот раба, 2:5).

Горящий, но не сгорающий куст напоминает прежде всего о начальных главах Брейшит, где Божественность Господа проявляется через Его уникальную способность творить природу и управлять ею. Сам куст стал популярным символом выживания евреев – народа, который буквально сжигался своими врагами, но продолжал жить.

Завладев столь ярким образом вниманием Моше, Бог сообщает ему, что хочет, чтобы Моше отправился в Египет, выступил против фараона и вывел оттуда еврейских рабов. Моше неоднократно возражает: "Кто я, чтобы мне идти к фараону и чтобы я вывел сынов Израиля из Египта?" (Шмот, 3:11). Но чем дольше Моше отказывается, тем сильнее Бог настаивает. Один раз Моше сказал Богу: "Вот приду я к сынам Израиля и скажу им: "Бог отцов ваших послал меня к вам". А скажут мне они: "Как Ему имя?" Что сказать мне им? И сказал Бог Моше: "Эгье ашер Эгье…" так скажи сынам Израиля, Эгье послал меня к вам".

Имя из трех слов, которым назвал себя Бог, нелегко перевести. Наиболее точный перевод будет: "Я буду, кем Я буду", хотя иногда переводят и: "Я есть, кто Я есть". В английском переводе Торы, изданном в 1962 г., эти слова вообще оставлены в ивритском оригинале. В славянской Библии они переведены "Аз есмь Сый" – "Я есть сущий". Хотя многие поколения исследователей Библии пытались расшифровать точное значение этого имени, такая задача явно не слишком занимала Моше. Раби Гюнтер Плаут указывал, что, хотя Бог назвал Моше Свое новое имя, чтобы сообщить его израильтянам, Моше никогда больше его не упоминает. Плаут делает отсюда вывод, что это "откровение вовсе никогда и не предназначалось для людей и сам Моше спрашивал о нем не для того, чтобы сообщить его народу. Моше спросил только для себя, и полученный им ответ также предназначался только ему". Так или иначе, ответ удовлетворил Моше (хотя и неясен для нас). Возможно, это значит, что если человек действительно познает Богa, то это его сугубо интимное дело. Иными словами, Бог будет тем, кем Он предстал именно вам. Он не может быть описан адекватно для других людей.
(Иосиф Телушкин) [ГОРЫ, БОЛЬШЕ, ЗАКОН] [28.07.2018 21:38:38] { 14 / 2 / 0 }
Link : Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии
VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

« Стр 1 из 2, показаны 1 - 40 из 47 »

!!!
АФОРИЗМЫ В КАРТИНКАХ
ЛУЧШИЕ АВТОРЫ ДНЯ
БЛИЦ
    title
ПОИСК
как снег на голову 2
нагиев 2
борщ 2
логично 2
ночь 2
сатана 2
бежбармак 2
газета 2
к лику святых 2
пельмени 2
любовь 16980
жизнь 8556
Счастье 7072
секс 6606
женщина 5419
дружба 4891
работа 4698
красота 4543
Время 3784
деньги 3412
  • За 1 день: 132
  • Всего: 1705551
  • ЛУЧШИЙ АФОРИЗМ ДНЯ
    ДЕМОТИВАТОР
    АКТИВНЫЕ АВТОРЫ