Попробуйте назвать все десять заповедей Бога. Если не вспомните всех, не отчаивайтесь. Хотя Десять заповедей - основной документ еврейской (и всей западной) морали, большинство людей не могут перечислить их по памяти. Почти все сразу же вспоминают запрет убийства и воровства или предписание чтить отца и мать. Потом, может быть, вспомнят и запрет прелюбодеяния. Я обнаружил, что хуже всего помнят девятую заповедь, запрещающую лжесвидетельство.
Сначала перечислим исходные Десять заповедей в том порядке, как, как они зафиксированы в книге Шмот (20:2 -14); несколько иная версия содержится в книге Дварим (5:6-18).
1. Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из страны Египетской, из дома рабства.
2. Да не будет у тебя других Богов сверх Меня.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, попусту.
4. Помни день субботний, чтобы святить его.
5. Чтите отца своего и мать свою.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не отзывайся о ближнем твоем свидетельством ложным.
10. Не домогайся дома ближнего твоего; не домогайся жены ближнего твоего, ни… ничего, что у ближнего твоего.
Интересно, что первая заповедь - на деле заявление, а не предписание. Наверное, поэтому на иврите эти изречения называются буквально (Асерет гадиброт) Десять заявлений, а не Асерет гамицвот (Десять заповедей). Разница между понятиями "заповедь" и "заявление" не просто семантическая; она ведет к значительным противоречиям между еврейскими мудрецами. Маймонид, величайший еврейский философ, утверждает, что первое заявление, по сути, представляет собой требование верить в Бога. Более поздние еврейские мыслители, особенно Крескас и Абарбанель, возражают Маймониду по эмпирическим и логическим мотивам. Во-первых, в этом стихе ничего не сказано о вере. Во-вторых (и это более важно), как можно предписывать верить? Если вы верите в Бога, то потому, что находите эту доктрину истинной, а не потому, что вам это предписано. А если не верите, то кто может вас заставить поверить?
Несмотря на железную логику Крескаса и Абарбанеля, большинство еврейских авторитетов согласны с Маймонидом и настаивают, что вера в Бога не только желательна, но и предписана. Тем не менее в иудаизме главный акцент неизменно делался на соблюдении заповедей - в отличие от христианства, где гораздо большее значение придается вере. В старой шутке прощаются друг с другом лютеранский священник и его приятель раввин; священник говорит: "Соблюдай веру", на что раввин отвечает: "Соблюдай заповеди".
Две из Десяти заповедей обычно неточно переводятся с иврита, в результате Библии приписываются взгляды, чуждые ей. Особенно это касается шестой заповеди, которая на иврите состоит всего из двух слов: ло тирцах. Большинство переводов дает значение: "Не убий". Пацифисты и противники высшей меры наказания обычно приводят этот стих в поддержку своих позиций. Но проблема в том, что Библия отвергает пацифизм и допускает смертную казнь, особенно за убийство. Правильным переводом ло тирцах будет что-то вроде: "Не совершай преступления убийства". Хотя Библия осуждает ненужное кровопролитие, она, как и любое общество до нее и после нее, различает убийство преднамеренное и непреднамеренное, запрещая первое. И в отличие от Махатмы Ганди или секты "Свидетелей Иеговы" Тора всячески поддерживает, например, активную самооборону. Талмуд позднее предписал: "Если кто-нибудь пришел убить тебя, убей его первого" (Сангедрин, 72а).
Перевод третьей заповеди тоже не совсем точен. Ло тиса эт шем гашем элокеха лашав обычно переводится как: "Не поминай имени Господа, Бога твоего, всуе". Многие думают, что это значит лишь писать "Бог" как Бог или богохульствовать, произнося ругательства с использованием слова "Бог". Даже если такое понимание заповеди правильно, то все же трудно понять, что же делает подобные действия столь же предосудительными, как и убийство, воровство, идолопоклонство и прелюбодеяние. Однако на иврите ло тиса буквально значит: "Не используй (имя Божье всуе)", иначе говоря, не ссылайся на Бога для оправдания своих собственных интересов. Третья заповедь - единственная, в отношении которой Бог предупредил: "Не пощадит Господь того, кто произносит имя Его попусту" (Шмот, 20:6-7). Так что если человек совершает дурной поступок, он дискредитирует себя, но когда то же самое делает верующий, прикрываясь именем Бога, он тем самым дискредитирует и Его самого. И поскольку Бог опирается в распространении знаний о Нем по миру на верующих, Он и провозглашает этот грех непростительным.
Четвертая заповедь - "Помни день субботний, чтобы святить его" также требует пояснений. Единственное предписание о субботе, изложенное в Десяти заповедях, - это "святить" день субботний и не делать в этот день "никакого дела". Тем не менее почти каждый скажет вам: главная цель субботы - отдых.
Десять заповедей, по сути, подразделяются на две части: первые четыре регулируют отношения людей к Богу, последние шесть - отношения между людьми. (Иосиф Телушкин) [БОЛЬШИНСТВО, ЕСЛИ, МАТЬ] [28.07.2018 21:35:46]
{ }